Лучшие кроссоверы для активного отдыха или о классе К1
Современный авторынок предлагает покупателям огромный выбор самых разнообразных машин. Сегодня можно найти автомобили на любой вкус и кошелек: универсалы, минивэны, машины эконом-класса, дорогие элитные модели, быстрые спорткары и многое другое. Среди горожан, предпочитающих проводить выходные дни где-нибудь за городом, особой популярностью пользуется группа «К1» — легкие кроссоверы, которые незаменимы для активного отдыха. Предлагаем вашему вниманию обзор основных характеристик «паркетников» — именно так еще называют машины этой категории.
Общее описание
Внедорожники в европейской системе классификации легковых автотранспортных средств маркируются латинской буквой «К». Эта категория подразделяется на три группы, куда входят легкие кроссоверы, средние и тяжелые внедорожники. В первую группу, обозначенную цифрой «1», попали так называемые «паркетники» или внедорожники легкого типа.
Внедорожники и автомобили этого класса, как правило, имеют длину кузова в пределах 4,5 – 4,6 метра. Полная масса таких машин достигает 2100 килограммов. Полный привод позволяет им уверенно чувствовать себя на дорогах с твердым покрытием и в снег, и в дождь, и в солнечную погоду. Некоторые модели внедорожников способны легко справиться и с тесными городскими улицами, и с просторами проселков.
Видео о кроссовере Opel Antara:
Компактные автомобили, отмеченные цифрой «1» в группе «К», удачно сочетают свою «паркетность» с внешностью самого настоящего джипа. Количество дверей может варьироваться от 3 до 5, количество посадочных мест — 5-8. За рулем такого внедорожника одинаково уверенно будут чувствовать себя бизнесмен и офисный менеджер, деловая женщина и домохозяйка. Салоны машин этой категории, несмотря на крупные габариты, не настолько просторные, какими кажутся на первый взгляд.
Наиболее яркими представителями класса, обозначенного буквой «К» и цифрой «1», являются:
- BMW X3;
- AUDI Q5;
- MERCEDES-BENZ GLK-Class;
- CITROEN C-Crosser;
- PEUGEOT 4007;
- MAZDA CX-7;
- VOLVO XC60;
- MITSUBISHI Outlander XL;
- TOYOTA RAV4;
- JEEP Liberty и другие.
«Паркетники» — начало
Первые автомобили, попавшие в группу легких внедорожников с цифровым обозначением «1», были выпущены в середине 90-х годов концернами Toyota и Opel. Японским представителем этого класса стал внедорожник Toyota RAV4, а немцы представили на суд пользователей модель Opel Frontera, которую можно отнести в нашу категорию «1» с большой натяжкой.
Эти машины настолько привлекли внимание автолюбителей, что производители принялись массово создавать свои варианты легких кроссоверов. В гонку включились все, даже американцы и корейцы. Каждая компания старалась придумать что-то свое, чтобы составить достойную конкуренцию: одни производители упирали на функциональность, другие на внешний вид машины, кто-то стремился выиграть борьбу за покупателя доступными ценами на автомобили «К», кому-то удавалось разработать удачный дизайн салона данного 1 класса.
Сегодня на рынке легких кроссоверов можно встретить самые разнообразные модели, часть которых может с большой натяжкой относиться к этой категории. Это объясняется тем, что автопроизводители, стремясь улучшить функциональность своих машин, внедряют новые технологии, которые превращают «паркетники» в достойных конкурентов современным внедорожникам.
Основные характеристики
Полноприводные автомобили класса «К» категории «1» по сравнению с прочими кроссоверами не могут похвастаться особыми достижениями на пересеченной местности. Они изначально создавались для покорения городских лабиринтов, и конструкторы не рассчитывали на большие внедорожные нагрузки.
Машины этой категории являются своеобразной переходной группой, соединяющей классический внедорожник и полноприводную легковушку. Они сочетают в себе стильный внешний вид и солидный дорожный просвет первых, и особенности конструкции вторых. Однако тенденции постепенно смещаются в сторону минивэнов и симбиоза внедорожников со спортивными купе.
Эти автомобили привлекают внимание пользователей следующими особенностями:
- Универсальная платформа. Практически все легкие кроссоверы базируются на платформах легковушек. Так, кроссовер Audi Q5 построен на платформе седана А4, Hyundai Santa Fe — на платформе Sonata, кроссовер Honda CR-V — на платформе Civic.
- Несущий кузов. Это основное отличие кроссоверов 1 класса «К» от внедорожников. Кузов представляет собой монокок — единую конструкцию, которая, в отличие от рамочного кузова внедорожников, весит намного меньше и обходится производителю значительно дешевле.
- Проходимость. При дорожном просвете 170-200 мм легкие кроссоверы 1 класса спокойно справляются с бордюрами и бездорожьем среднего уровня сложности. Этого вполне достаточно для машины, которая создавалась преимущественно для езды по городским улицам.
- Вал отбора мощности вместо раздаточной коробки. Благодаря сопряжению вала с вискомуфтой происходит подключение второй оси во время движения машины по бездорожью или трассе с плохим покрытием.
- Практичность. Более вместительный салон (по сравнению с седанами и универсалами) превращает кроссоверы этого класса в идеальный транспорт для большой семьи. Объемный багажник внедорожника поместит крупногабаритный груз или дорожные сумки и чемоданы.
- Экономичность машины. Достигается за счет компактности двигателей машин, отличных аэродинамических характеристик, специальной конструкции привода и меньшего веса.
Особенности легких кроссоверов, о которых следует знать
Практически все модели «паркетников» работают на переднем приводе, однако производители предусмотрели возможность подключения полного привода во время пробуксовки ведущих колес машины. Каждая компания решила эту задачу по-своему, и в большинстве случаев водителю не нужно ничего делать: машина принимает решения на основании информации, получаемой бортовым компьютером с датчиков. Преодоление несложных препятствий выполняется нажатием педали газа — и рыхлый песок, размокшая грунтовка или мокрый снег остаются позади кроссовера.
Гораздо сложнее обстоит дело с более серьезными препятствиями. На участке с глубоким рыхлым грунтом есть риск как следует «закопаться», поскольку ведущие колеса должны пробуксовать для того, чтобы система смогла подключить полный привод. Один-два резких оборота колес — и вот машина уже сидит брюхом на грунте. Чтобы выбраться из этой западни, водителю приходится «раскачивать» машину, играя сцеплением и газом. Результатом этой игры могут стать проблемы с работой сцепления кроссовера.
Именно поэтому любителям выездов на дикую природу не рекомендуются автомобили и кроссоверы Hyundai Santa Fe, Toyota RAV4, Honda CR-V/HR-V и им подобные. Для таких поездок лучше остановить свой выбор на более надежных моделях — Mercedes ML, Ford Maverick, BMW X3, Mazda Tribute и т.п. В машинах марки Mercedes и BMW за распределением крутящего момента следит электроника, которая может перекинуть его на колесо, имеющее на момент пробуксовки наилучший коэффициент сцепления. Но и это может оказаться малоэффективным в случае тотального бездорожья: принцип работы АВС пробует каждое колесо на сцепление, то отпуская, то притормаживая его. Если тормозные диски перегреются, система отключится.
Видео о машине Mazda Tribute:
Подведем итоги. Прежде чем покупать легкий кроссовер, необходимо внимательно изучить его сильные и слабые стороны — это поможет избежать непредвиденных ситуаций и в полной мере насладиться мощью и функциональностью стильного железного коня.